Принять участие

Как стартапу в Узбекистане уговорить инвестора: 10 типичных ошибок в питче

Советы стартаперам

25/02/21

Предприниматель Акмаль Салихов описывает 10 ошибок, которые стартаперы совершают чаще всего во время питча.

Чего же вам не стоит делать во время питча:

  1. Вы слишком много рассказываете о себе: где учились, как вам пришла эта идея и прочее. Говорить о себе можно только с перспективы проекта. Если вы 10 лет работали в автосервисе и теперь хотите сделать онлайн-сервис по ремонту авто, то ваш опыт — это весомый аргумент.
  2. Вы начинаете с долгих вступлений. Пожалуйста, поберегите наши уши и ваше время. Не надо тратить драгоценные 15−30 секунд на благодарности организаторам и членам жюри. Начинайте сразу и по делу: «Здравствуйте, меня зовут Акмаль, мой проект VRonica…»
  3. У стартапа нет проблем. Звучит оптимистично, но это и есть главная проблема. Любой бизнес должен решать проблему, за что потенциальный потребитель будет готов заплатить. Если вы не показываете явно проблему, которую решаете, и ее масштабы, питч автоматически теряет силу.
  4. У стартапа нет конкурентов. Это удивительно, но чуть ли не каждый второй питч не был подкреплен списком конкурентов и сравнительным анализом. Некоторые всерьез заявляют, что во всем мире нет похожего проекта. На Welcome Challenge в Грузии один стартап заявил, что у них нет конкурентов, и Yrjo Ojassar, управляющий крупного венчурного фонда, тут же загуглил со своего телефона и нашел четыре-пять похожих проектов. Питчер был озадачен и смущен, а членам жюри, сразу стало понятно, что основатель еще не готов получить финансирование.
  5. У продукта/услуги нет цены. Вы рассказываете про свой новый, возможно, даже в чем-то уникальный продукт, но при этом не говорите, сколько он стоит. Вы также не рассказываете о цене ваших конкурентов. Это приводит к тому, что на сессии вопросов и ответов после питча приходится задавать одни и те же вопросы вместо того, чтобы дать совет или узнать какие-то другие подробности.
  6. Вы показываете на слайде неприятные вещи. Некоторые из медицинских проектов показывают раны и другие неприятные изображения, и это невольно отводит взгляд с экрана. Не делайте так, замените такого рода слайды на стилизованные векторные изображения.
  7. Вы не рассказываете о технологиях, которые используете. «Что у вас под капотом?», — как-то раз спросил Ботир Арифджанов, во время питча в Ground Zero Startup School. Вы рассказываете про крутой продукт, но не рассказываете, как вы его производите, из чего он состоит и прочее.
  8. Основателям не нужны деньги. Точнее, мы знаем, что они им нужны, но во время питча зачастую не видим конкретного ответа на вопрос, зачем вам нужны деньги. Часто стартаперы приводят список, где чуть ли не 80% всех требуемых средств — расходы на покупку техники и оборудования (компьютеры, мебель и прочее).
  9. Бизнес-модель немасштабируема. Этот момент довольно сложный для понимания и не всегда однозначный, но это одна из главных причин, почему инвестор скорее всего оставит деньги в своем кармане и не передаст их вам, даже если у вас понятная проблема и есть солидный опыт в этой сфере.
  10. Вы уже продаете свои продукты или услуги, но не говорите нам. Иногда уже после окончания питча во время вопросов и ответов выясняете, что у стартапа уже даже есть продажи. Но так как цифры небольшие, иногда основатели не хотят говорить о них и добавлять их в презентацию.